Поставщики ЭКБ должны получить Лицензию ВВТ Минпромторга

На научно-практическом форуме «Вопросы качества продукции военного и гражданского назначения организаций оборонно-промышленного комплекса» («Качество ОПК – 2018»), прошедшем в Нижнем Новгороде 14-15 февраля 2018 года  озвучены предложения по внесению изменений в действующие нормативные и правовые акты  в части  лицензирования предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих разработку, производство и поставку компонентной базы в интересах ВВСТ.

 

Обеспечение качества и желаемое повышение качества вооружения, военной и специальной техники (далее ВВСТ) носит комплексный и системный характер, где учитываются все составляющие его элементы менеджмента (управления), включая правовые средства и инструменты (нормативные правовые акты, документы по техническому нормированию и стандартизации, методики исследований и измерений и др.), скоординированную деятельность руководства по управлению (применительно к качеству), а также технологическую (в том числе система измерений) оснащенность и кадровую обеспеченность, а также другие виды обеспечения и управления соответствующими ресурсами и производственными процессами.

На протяжении последних лет не прослеживается тенденция к существенному снижению отказов вооружения и военной техники. Минобороны России систематически предъявляет рекламации к поставщикам финальных образцов ВВТ, основное количество которых приходится на 5 – 6 год эксплуатации. Доля признанных изготовителями такой продукции дефектов (отказов) составляет 60 процентов от всех предъявленных рекламаций. Значительная доля дефектов ВВТ (в среднем от 40 до 70 процентов, в зависимости от отрасли) связана с отказами комплектующих изделий, поставляемых изготовителям финальной продукции. Их анализ свидетельствует, что существенной динамики сокращения таких отказов не наблюдается.

“Лидеры” по поставкам дефектных комплектующих изделий известны. Как правило, из года в год это одни и те же организации. Однако эффективных инструментов, позволяющих изготовителю финального изделия вооружения и военной техники влиять на качество поставляемых комплектующих изделий, на законодательном уровне не установлено. При этом действующим законодательством не устанавливается инструмент, гарантирующим обеспечение заданного уровня качества комплектующих изделий ВВСТ. Одним из таких инструментов может стать установление требования лицензирования поставщиков компонентной базы в рамках лицензирования предприятий ОПК на право разработки, производства, ремонта и утилизации ВВСТ.

В настоящее время поставлены и решаются долговременные и капиталоемкие задачи технологического перевооружения предприятий ОПК, в том числе создания интегрированной информационной системы управления полным жизненным циклом военной техники, без которых невозможно решить актуальную проблему кардинального повышения качества и эффективности производства и эксплуатации ВВСТ. Но указанные меры, как показывает опыт боевого применения ВВСТ в Сирийской республике, не достаточны.

Необходимо отметить отсутствие эффективной системы сбора, обобщения и анализа информации о соответствии основных образцов ВВСТ заданным требованиям заказчиков, а также оценки состояния деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса по обеспечению выполнения требований государственных заказчиков на основе анализа информации о качестве ВВСТ. Этот факт приводит к снижению оперативности и объективности при принятии необходимых управленческих решений.

В сложившейся ситуации необходимы постановка и решение комплекса первоочередных мероприятий, которые не требуют вложения значительных бюджетных средств, но позволят создать нормативно-правовую и программно-техническую базу, обеспечивающую значительное повышение качества ВВСТ, производимой  в рамках гособоронзаказа. По мнению Рособоронстандарта, в качестве первоочередных мероприятий может быть создание единой системы задания требований к качеству ВВСТ, закрепления указанных требований в документах по стандартизации оборонной продукции (ДСОП), постоянного и непрерывного мониторинга рекламационной работы (анализ надежности ВВСТ), а также существенного повышения требований к системам менеджмента качества предприятий, занимающихся разработкой, производством и эксплуатацией ВВСТ.

Ниже представлены основные наши предложения, по обеспечению и повышению качества ВВСТ.

Создание единой головной организации по заданию, контролю и обеспечению требований качества ВВСТ инструментами стандартизации.

Создание единой системы по анализу отказов и выработке предложений по повышению качества ВВСТ инструментами стандартизации.

 Внесение изменений в действующие нормативные и правовые акты  в части  лицензирования предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих разработку, производство и поставку компонентной базы в интересах ВВСТ.

Указанные организационно-правовые мероприятия позволят обеспечить достижение заданного уровня качества и говорить о повышении качества ВВСТ в среднесрочной и долгосрочной перспективах.