Правовое и экономическое регулирование Гособоронзаказа в вопросах и ответах.

  1. Необходимо коммерческому банку предоставлять  госконтракт?
Ответ: Государственный контракт не должен поступать в банк.  пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт, т.е. Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).
  1. Существует единый регламент для уполномоченных банков?
Ответ:  Начата работа над методичкой для банков. Это будет рамочный документ.
  1. Банковское сопровождение является бесплатным?
Ответ: Да. Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.
  1. Для чего необходимы отдельные счета?
Ответ:  Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.
  1. Когда не нужна процедура открытия отдельных счетов?
Ответ:  В случае, если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям осуществляет банковское сопровождение в привычном порядке, без открытия отдельных счетов.  Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам.
  1. Контролируют ли военные представители отдельные счета?
Ответ:  Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. Чаще всего это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Доступ к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга является структурным подразделением  Министерства обороны и информация о госконтрактах ему, в отличие от банков, доступна. И, если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.
  1. Что такое кооперация, кто ведет реестр?
Ответ:  С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все участники ведущие расчеты через отдельные счета. Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается. Обязанность головного исполнителя - формирование реестра кооперации, необходимого для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций.
  1. Как ограничивать уровень кооперации?
Ответ:  С точки зрения участников расчета – никаких ограничений по количеству участников расчетов закон не устанавливает. Равно, как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов - это разрешенные операции. Снабжающие организации, государственные органы в систему отдельных счетов не входят.
  1. Кто входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?
Ответ:  Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.
  1. Этапы завершения контракта?
Ответ:  Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи). Далее эти документы направляются в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Департамент, осуществляющий сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-либо незаконченных взаиморасчетов, информация об этом передается в уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.
  1. Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?
Ответ:  Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России – это начальные цифры 40706. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда распространяется режим использования отдельного счета и в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда закрывается отдельный счет. При закрытии счета одновременно средства с этого счета могут быть перечислены на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции.
  1. Что такое окончательный расчет?
Ответ:  «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.
  1. Когда еще можно закрывать отдельный счет?
Ответ:  Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или, если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.
  1. Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодательством по этому поводу предусмотрено?
Ответ:  Уполномоченный банк контролирует
  • назначение платежа,
  • перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель).
Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом:
  • цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину;
  • сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий;
  • сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта;
  • сумма прибыли по этапам.
Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.
  1. Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?
Ответ:  Учет фактического задела проходит на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел подтверждается бухгалтерским учетом, т.к. он непрерывен и сальдо можно снять на любой день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.
  1. Необходимо фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть? Что делать если на момент исполнения контракта получена  другая сумму?
Ответ: Необходимо заключить дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.
  1. Требуется многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?
Ответ:  Если это не государственный контракт, рекомендуется такой контракт разбивать по годам. Если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Этапность прописывается в контракте который предоставляется в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, и вы можете снимать прибыль поэтапно. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль.
  1. Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?
Ответ:  Необходимо заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.
  1. Может иностранный исполнитель быть  включен  в кооперацию?
Ответ:  В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет. По положению Банка России предусмотрено открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа  в отношении бюджетных организаций  – 40406, 40506, 40606, для коммерческих организаций – 40706 и отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной рганизации, даже существующей в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета невозможно.
  1. Если по госконтракту закупается оборудование, необходимое для выполнения заказа, произведено за рубежом?
Ответ:  Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов и иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.  Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны-ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.
  1. Распространяется на иностранных поставщиков правило трех миллионов?
Ответ:  Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.
  1. Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?
Ответ:  Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под  который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.   Источник "Новый оборонный заказ"